Совет Будды
Многочисленны посещения и беседы Будды со своими слушателями о том, что их непосредственно касается, и всесторонние обсуждения их обязанностей по отношению к их семье и общественности. Его отличие от других учителей и величайшая заслуга в том, что он рассматривал долг человека с точки зрения жизненной полезности, старался приложить утонченные и возвышенные чувства к практической жизни.
Эта жизненная, практическая сторона учения хорошо выражена в ответе Благословенного
Будды, который он дал Анатхапиндике, человеку несметного богатства,
прозванному «покровителем сирот и другом бедных», пришедшему к нему за
советом.
Услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще вблизи Раджагрихи,
Анатхапиндика немедленно, в ту же ночь, отправился к нему.
Благословенный тотчас же прозрел чистоту сердца Анатхапиндика и
приветствовал его благостными словами.
Анатхапиндика сказал: «Я вижу, что Ты — Будда, Благословенный, и
хочу открыть Тебе мое сердце. Выслушай меня и посоветуй, как мне
поступить. Моя жизнь полна трудов, и я приобрел большое богатство, я
окружен заботами. Тем не менее, я люблю свое дело и прилежу ему со всем
усердием моим. Много людей работает у меня, и благосостояние их зависит
от успеха моих предприятий.
Но я услышал, как Твои ученики восхваляют блаженство и радость жизни
отшельника и осуждают суету мирскую. «Благословенный, — говорят они, —
отказался от своего царства и своего достояния и нашел путь праведный и
тем подал пример всему миру, как достичь Нирваны». Сердце мое жаждет
поступать справедливо и стать благословением для всех моих ближних.
Потому я хочу спросить Тебя, должен ли я отказаться от моего богатства,
моего дома и моих дел и, подобно Тебе, избрать бездомие, чтобы достичь
благодати и праведной жизни?»
И Будда отвечал: «Благодать праведной
жизни достигается каждым, кто следует благородному Пути восьми ступеней.
Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше оставит его, нежели позволит
отравить им свое сердце; но тот, кто не привязан к богатству и кто,
обладая им, праведно употребляет его, будет благословенным своим ближним - маджонг.
Я говорю тебе, сохрани свое положение в жизни и еще усерднее приложи
свое умение к делам твоим. Не жизнь, и не богатство, и не власть делают
из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и
власти. Бикшу, уходящий из мира, чтобы вести жизнь беззаботную и
бездеятельную, ничего не достигает. Ибо жизнь в лености есть отвращение,
и немощь силы должна быть презираема. Учение Татхагаты не требует,
чтобы человек непременно избрал бездомие или же отрекся от мира,
конечно, если только он не чувствует к этому призвания. Но Дхарма
Татхагаты требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии самости,
очистил свое сердце, и отказался от жажды к наслаждениям и вел праведную
жизнь.
И что бы человек ни делал — будет ли он ремесленником, купцом или
воином или удалится от мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, —
пусть он вложит все свое сердце и прилежание в свою работу, пусть он
будет усердным и деятельным. И если он будет как лотос, который растет в
воде и тем не менее остается не тронутым ею, если он будет биться в
жизни, не питая зависти и ненависти, если он будет вести жизнь не для
услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать,
несомненно, пребудут в сознании его”.
Фрагмент из книги М.Норриса "Буддизм в притчах" http://www.litres.ru/mayk-norris/zolotye-pravila-buddizma-v-pritchah/
|